Заказать звонок

Обязательное поле *

  Refresh Captcha  
 
Наше местоположение – Нижний Новгород.
Поле работы – вся Россия! +7 (831) 436-33-51

Популярные статьи

Подписаться на новости SCORE

Имя
E-mail
Выжить на глобальном базаре

Выжить на глобальном базаре

 

Кьелл Нордстрем необычно выглядит и говорит странные вещи, что уникальные технологии, маркетинг, брэндинг уже не дают компаниям конкурентных преимуществ. Действительно успешный бизнес должен «встроить поэзию в промышленность». Он рассуждает, скорее, как философ, а не как экономист. Но, тем не менее, крупнейшие предприниматели мира готовы его слушать и платить за это немалые деньги. 13 сентября Кьелл Нордстрем посетил Нижний Новгород и вместе с консультантами группы SCORE Юрием Рубцовым и Александром Васютиным принял участие в третьем Шоу Бизнес-Идей SCORE. Корреспондент «Деловой недели» составил краткий конспект многочасового выступления знаменитого шведа.

 

Прогноз погоды в мире

Общественный климат Земли изменился! И это влияет на все — на нас, наших детей, наших работников и клиентов. Посмотрите, что произошло с информацией, — драматически увеличился ее поток. Почему в мире  сталось так мало диктатур? Потому что невозможно контролировать людей, если не контролируешь информацию, а в современном мире контролировать ее бесполезно. Все помнят, чем закончилась история одного из самых влиятельных людей в мире Билла Клинтона, у которого возникли проблемы с информацией... Вторая тенденция — это дешевизна. Дешевым становится все — еда, полеты, автомобили, программное обеспечение, информация. Мы идем по пути дешевизны, и, главное, всем это нравится. Третий аспект — все превращается в развлечение: ресторан, музей, отель, полет на самолете, образование... Даже бизнес становится приключением, шоу, а бизнесмены — шоуменами. И это здорово! А четвертое — феминизация общества. Посмотрите, какой язык используют крупные корпорации — забота об окружающей среде, о потребителях, этическое по ведение, гражданские права... Это женские ценности, былая агрессия сходит на нет. В мировоззрении людей и компаний начинают преобладать феминистские убеждения. Почему это происходит? Какие явления ведут к изменению общественного климата? Мы с коллегами говорим о таком явлении, как боулинг в одиночку». Все больше людей по всему свету начинают играть в боулинг в одиночку, все больше домохозяйств состоят из одного человека. Мы строим общество, которое индивидуализировано и персонифицировано. И чем больше город, чем более развита экономика страны, тем заметнее это явление. Оно влияет на все — на размер автомобилей и квартир, на то, как люди путешествуют и какие лекарства покупают. Производителям уже нужно концентрироваться на личности, а не на семьи. Я не уверен, что когда-нибудь мы вернемся к традиционному пониманию семьи. Второе явление — это глобализация. Почему-то считается, что под воздействием глобализации мир становится более однородным, так как во всех странах продаются одни и те же товары. Это неправильно — глобализация делает мир фрагментарным. Наши страны, города и даже районы будут становиться все более разными. Простой пример — «силиконовая долина» в Калифорнии, 80% жителей которой родились и воспитывались не в США. Или Амстердам, куда съезжаются геи со всего мира. Или Лондон, который становится центром финансовой жизни. Или север Италии, где концентрируется «модная жизнь». Социологи называют этот процесс самоотбором — люди начинают жить там, где им интересно, а не там, где они родились. Происходит индивидуализация различных частей мира. Еще одно явление, изменяющее мир, — это усиление влияния США и американских компаний. Почему США занимают особое место? Потому что это не страна, а идея. Если вы приедете в Японию, то, может быть, ваши внуки станут японцами, а стать американцем может любой человек всего за несколько лет. Штаты привлекают лучших людей мира, так как к их идее можно присоединиться, сохранив индивидуальность. И последний фактор — это перепроизводство. Во всем мире слишком много промышленных предприятий. Например, в автомобильной промышленности переизбыток мощностей достигает 36%, а Китай еще практически не стартовал в этой сфере...

 

В итоге, мы живем в мире караоке. Что такое караоке-бар? Это место, где люди слушают копии, ощущая себя копией. В караоке-баре нет оригинальности — одни подражатели. Это и есть автомобильная промышленность, где одни компании воруют идеи у других, и все машины выглядят примерно одинаково. Так же существуют караоке-компьютеры, караоке-медиа. Это хорошая новость для всех нас, как покупателей, — за копии не нужно переплачивать. Но это плохая новость для производителей, которым все сложнее быть оригинальными. Изменяется система ценностей человечества. Люди становятся все более свободными, а поэтому огромную роль начинает играть человеческое любопытство. Потребители могут сравнивать, мигрировать, получать информацию. Более того, ваши лучшие сотрудники тоже свободны, они могут уйти тогда, когда захотят. Лидерство в таких условиях становится сложным — нужно стать директором шоу, постоянно развлекать и своих клиентов, и сотрудников. Мы сами создали общество излишков и дали ему власть. При этом социум становится все более фрагментарным и свободным. Получился огромный интернациональный и технологичный базар.

 

Сексуальность или адаптация?

 

«Главный принцип компании, которая адаптируется, — необходимо делать что-то лучше всех остальных. Основная идея сексуальных компаний — необходимо отличаться».

 

Как делать деньги на современном базаре? Исторически сложилось так, что успешными становились те компании, которые имели хорошую идею в области технологий, маркетинга, финансов, управления людьми и пр. Эта идея позволяет создавать временную монополию. Успешные компании обычно не конкурируют — они воспринимаются потребителями как таковые. Показательный пример — «Виагра». Такого лекарства раньше не было, но сейчас «Виагра» имеет конкурентов в Германии и Японии, а через несколько лет их будет намного больше. Это естественный процесс. Поэтому уникальная идея необходима, но недостаточна для успеха. Все технологии моментально распространяются по миру. Вы можете быть монополистом 3 месяца, а если повезет, год, но этого мало, чтобы быть успешным. Технология сегодня — это не конкурентное преимущество, а только начало. Существует много популярных бизнес-инструментов — инжиниринг, реорганизация, маркетинг, брэндинг, лидерство. Но эти знания и технологии сегодня доступны всем, что означает абсолютную необходимость, но недостаточность данных инструментов. Посмотрим на мир животных — пожалуй, самую конкурентную среду. Согласно теории Чарльза Дарвина, выживает не самый сильный и большой, а тот, кто приспосабливается, адаптируется. Мир изменяется, и успешны те, кто изменяется вместе с ним. Но это не единственный путь. Павлин не может летать и бегать, он не приспосабливается, но выживает. Почему? Потому что он сексуальный, привлекательный для самки.

 

Его хвост не приносит пользы, но разве дают выгоду мужчинам увлечение гольфом, мотоциклами, содержание винного погреба? Нет, но эти бессмысленные хобби добавляют им привлекательности. Также и у современных компаний есть два пути — или адаптация, или сексуальность. Недавно я побывал на экскурсии в компании BMW. Там 37 немецких инженеров, которые раньше занимались конструированием подводных лодок, добиваются того, чтобы двери машины закрывались с характерным щелчком. Отдельная лаборатория работает над запахом машины, другие инженеры — над тактильными ощущениями при прикосновении к автомобилю. Как объяснил мне дизайнер компании, потенциальные покупатели открывают дверь, садятся в машину, трогают ее, принюхиваются и понимают, что $70 тыс. — это ничто для такого автомобиля. Сейчас эмоции имеют приоритет над рациональным рассуждением. Сексуальность важнее мощности двигателя. В некоторых странах возможно продать поезд, если он не выглядит привлекательно. Главный принцип компании, которая адаптируется, — необходимо делать что-то лучше всех остальных. Основная идея сексуальных компаний — необходимо отличаться. Это настоящее искусство. Причем не стоит думать, что принцип сексуальности относится только к одежде или автомобилям, банк или электростанция тоже могут стать сексуальными. Мне всегда задают один и тот же вопрос, а можно ли совместить два принципа в одной компании — и адаптироваться, и быть сексуальным. Да, можно, но в очень редких ситуациях, когда компания работает на рынке в одиночку. Как только появляется хотя бы один конкурент — необходимо выбирать что-то одно. Могут ли дешевые товары быть сексуальными? Да, могут, но лишь пока у них нет аналога. Климат в обществе изменился. И, похоже, это навсегда — строить бизнес по-старому уже не получится ни у кого. Все то, что казалось нам жизненно важным: технологии, брэндинг, маркетинг — отходит на второй план. Выживают лишь те, кто сумел приспособиться и подстроиться под происходящие в мире изменения, и те, кто смог встроить поэзию, искусство в свой бизнес. И это хорошие новости. Знаете почему? Потому что свобода — это всегда хорошо.

 

Подготовил Николай Гришин

 

Добавить комментарий


Нравится