Заказать звонок

Обязательное поле *

  Refresh Captcha  
 
Наше местоположение – Нижний Новгород.
Поле работы – вся Россия! +7 (831) 436-33-51

Популярные статьи

Подписаться на новости SCORE

Имя
E-mail
"Сказка – ложь, да в ней намек…"

Сказка – ложь,  да в ней намек…

Сказки для взрослых

ВСЯ наша жизнь - СКАЗКА

 

Большинство из нас с возрастом забывает, как здорово было читать сказки в детстве. И хорошо, если любовь к ним возвращается в зрелом возрасте с воспитанием детей. Ведь сказки учат любого, сколько бы ни было ему лет, добру и чуткости. Однако немногие знают, что сказкой, помимо прочих ее неоспоримых достоинств, можно еще помогать и профессионально лечить. Существует для этого удивительный метод -  сказкотерапия. Что он из себя представляет? Об этом нам рассказала специалист по благополучию семьи и воспитанию детей, Мастер-Преподаватель сказкотерапии, Сказкотерапевт-Эксперт, клинический психолог и директор регионального центра сказкотерапии «Добрый дом»  г. Казань - Юлия Владимировна Смирнова.

Феномен сказкотерапии. Многие считают, что сказкотерапия – это лечение сказками. На самом деле это – авторский метод, разработанный Татьяной Дмитриевной Зинкевич-Евстигнеевой. Она является создателем  метода Комплексной сказкотерапии, а сам Международный Институт Комплексной Сказкотерапии находится на Кипре. Есть представительство этого института в России и в региональных центрах.

Конечно, изначально сказка возникла вместе со словом. Термин «сказкотерапия» состоит из двух понятий: сказ (сказание) и терапия (лечение). Сказкотерапевт – это не столько профессия, сколько образ жизни. Мы передаем эти знания и помогаем тем, кому необходимо. По большому счету, это и развитие, и профилактика, и коррекция, и сама терапия. Что же мы тогда лечим? У человека есть тело, душа, но помимо этого есть еще желания, ощущения, характер, психика. Понятно, что сказкотерапевт не лечит тело – этим занимаются врачи. Психикой занимаются психиатры. Душу лечит только Бог. А мы занимаемся всем остальным, а именно лечением характера, самоощущений и самосознания. Ведь все имеет как здоровое отношение, так и больное. Многие начинают спрашивать: «А чем же больно, скажем, самосознание?». Разумеется, в нашей жизни есть много заблуждений. И эти заблуждения могут очень мешать жизни вообще. Например, человеку в голову попал вирус или заблуждение: «Я не имею права быть счастливым» или «Честный человек не может быть богатым». Даже в сказке «По щучьему велению» было внесено большое заблуждение. Изначально там было: «По щучьему велению, по Божьему произволению». Самосознание этим больно. Больны и самоощущения. Люди чаще пребывают в состоянии грусти, депрессии. Они приходят и говорят: «Мне  больно, обидно и нет больше сил!». Ну и, конечно, болен характер. Сейчас характеры больны даже у детей, еще в период становления – отсюда своеволие: мол, хочу, чтобы все было по-моему; эгоизм; зависть. Поэтому можно говорить и об основах воспитания здорового характера – у нас есть специальные программы для родителей – Университет для Родителей, - и задуматься об этом стоит с того момента, как люди решили создать семью. В архетипе Матери есть циклы и они помогают понять, как женщине выносить здорового ребеночка, как мужчине помочь ей, оберегать ее, защищать, удерживать нужную атмосферу. Например, в ментальности российских людей потеря ребенка связана с тем, что мы удерживаем и помним негатив. Задача – научить удерживать доброе, хорошее, радости и ценности каждого дня, то, что будет приносить помощь в жизни и питать тебя. Подразумевается питание на всех уровнях: какую информацию ты получаешь (например, какие фильмы смотришь), какую пищу ты вкушаешь (физическое питание), какими эмоциями ты питаешься и как ты питаешься духовно – это помогает сформировать духовную мышцу. Благодаря этой мышце мы и можем выносить и передать здоровое духовное наследие. Ведь ребенок – это наследник, он наследует то, что мы ему передаем. И какой же след он оставит? Он может оставить красивый, достойный след или наследит. В этом смысле сказкотерапия – это и система развития эмоционального интеллекта и метод расшифровки древних (архетипов и архетипических сюжетов), действующих в жизни современного человека. Можно заниматься сказкотерапией в профилактических целях, чтобы развивались здоровый характер, здоровые отношения, качественное взаимовлияние. Либо это будет уже коррекция: если мы видим какие-то нарушения поведения, мы можем корректировать его с помощью доброй сказки, алгоритма написания истории о том, как поступить красиво и правильно. Поэтому Комплексная Сказкотерапия – это метод подбора точных слов и точных сказок для каждого человека, и подростка, и взрослого.

Принцип действия сказкотерапии. Если у человека что-то в жизни не складывается, и сказкотерапевты говорят, что он попал в «ловушку», то можно заложить информацию в сказку и через нее донести ребенку или взрослому, как выйти из ловушки. Условно, такой путь тебе известен, но ты видишь, что это неуспешно и не приводит к достойному результату. Поэтому давай посмотрим, как можно еще. Мы расширяем самосознание, начинаем лечить вирусы, и с помощью доброй коррекционной сказки показываем другие стратегии поведения. Таким образом, ребенок или взрослый накапливает много успешных стратегий поведения, и их можно применять повсеместно. Например, стратегия Победителя. Иногда родители говорят: «Мой ребенок в чем-то не победил и очень расстроился». Мы говорим: «Очень хорошо, что ребенок попал в такую ситуацию, потому что теперь, он может задуматься о том, кто такой Победитель и как нужно побеждать». И мы будем говорить о том, как можно достичь победы. Ребенок будет думать, что он сделал и чего он не сделал. Можно будет тренировать те навыки, которые еще не отработаны. И после ребенок будет идти уже по дороге победителя. Развитие зависит от того, по какому пути направить малыша. Или часто родители обращаются за помощью как укладывать быстро ребенка спать и убирать игрушки за собой. Тогда мы расскажем ребенку вот такой текст, учитывая, что это мальчик. Мы подойдем поближе и присядем с ним рядом. Мы не будем суетиться и раздражаться. Пришло время маленького «воспитательного акта». Мы будем говорить спокойно, негромко и проникновенно:

-                     Сынок, ты знаешь, что всему свое время. Есть время для игр, есть время для еды, есть время для труда, есть время для сна. Всему – свое время. Пока ты не научился САМ определять, что за время пришло, я буду тебе помогать в этом. Взрослые умеют понимать, что за время пришло. Постепенно этому учатся и дети. Например, сейчас пришло время для того, чтобы готовиться ко сну. Нужно подготовить ко сну и себя, и твоих друзей – твои игрушки. Тебе для сна нужно помыться и пойти в кроватку. Игрушкам нужно занять свое место. Сами они этого сделать не могут. Здесь требуется твоя помощь. Как родители заботятся о своих детках, так и ты, можешь сейчас позаботится о своих игрушках. Негоже оставлять их разбросанными на полу. Отнеси их на свои места. Там они тоже будут отдыхать, готовиться к новой встрече с тобою. Пожалуйста, позаботься о них. Благодарю тебя заранее от их имени.

-                     В этом смысле сказкотерапия – это метод воспитания, развития критического мышления, позволяющий не наказывать ребенка, но воспитывать его словом. Метод, исключающий жестокость воздействия и развивающий способность думать. Так исцеляются и сами родители и в семью приходит Мир и Порядок.

Виды сказок. Если мы говорим о сказании, как об элементе сказкотерапии, то, помимо коррекционной сказки, необходимо также упомянуть терапевтические сказки, которые врачуют душу: о смысле жизни, о предназначении. Глубокие сказки, несущие понимание о жизни и смерти, о потерях, сказки, помогающие определить, в какой точке пути находится человек, о чем необходимо задуматься и куда двигаться. С помощью этих сказок можно вернуть «сломавшегося» человека на его путь. Я сейчас наблюдаю у большого количества взрослых людей множество талантов, которыми они обладают, не имея возможности их применить. От этого они страдают, уходят в депрессию, начинают пить. Каждый талант – это дар, и за него нам придется нести ответ. И что же мы скажем, почему мы не применили данные нам возможности? Люди живут в ограничениях, и через терапевтическую сказку мы можем показать, как тот или иной талант можно развить, найти ему полезное применение и принести его людям.

Есть еще медитативные сказки. Это сказки, не имеющие конфликта. В них нет зла, они описывают красивые ситуации. Они могут описывать идеальные взаимоотношения или красоту природы. Например, сейчас можно наблюдать детей, рисующих некрасивые образы, говорящих множество некрасивых, ужасных слов. Поэтому через эти сказки, мы питаем красивыми образами ребенка или взрослого, который может отдохнуть, слушая эту сказку, вычистить, накопившийся мусор. Через это питание идет исцеление души. Через эти красивые истории люди приходят к благостному состоянию. Если сочинять эти сказки индивидуально, закладывая посыл на какого-то определенного человека, то они дадут ему возможность изменить ту реальность, которая есть у него сейчас.

Конечно, мы используем и сказки, собранные многовековой мудростью наших народов – народные сказки. И конечно применяем и авторские сказки. И это очень важно, потому что, например, народные сказки – маленькие, но в них содержится глубочайший смысл. Если научиться читать их не только «по писанному», но еще и «по неписанному», между строк, можно найти ответы на все вопросы.

Варианты сказкотерапии. Мы часто говорим: многократно повторенное символическое действие начинает менять реальность. Например, прочтение, написание сказки, постановка сказки на песке, проигрывание, драматизация сказки, создание куклы как архетипа Помощника. Куклой можно научиться взаимодействовать, проигрывать ситуации в семье. Они хорошо помогают в снятии конфликтных ситуаций. Так было изначально, когда существовал домашний театр. Люди с помощью кукол могли передавать свои переживания, желания и то, что необходимо было донести до родных людей. Были, конечно, и Петрушки, которые вещали на большое количество людей, чтобы сказать правду. И с помощью этого архетипа Помощника, можно рассказать другим, что происходит. Желая высказать свое недовольство, можно взять куклу и говорить от ее имени. Ведь когда  Конфликт становится видимым, то можно понять, что это он является всему виной и найти способы, как перестать его кормить. Тогда родные могут прийти к договоренности,  и взаимовлияние будет качественным.

Пример сказкотерапии. В сказке «Курочка Ряба» заключен смысл всей жизни. Начинается она словами: «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба». Возникает вопрос: как они жили – бедно или богато? Судя по тому, что у них была всего одна курочка, жили они бедно. А почему они жили бедно, дожив до такого возраста? Возможно, они мало трудились. То есть, для того, чтобы пришло богатство, нужно трудиться. Но их единственная курочка была непростая, она была рябая, то есть особая. И сносит она именно золотое яичко. Здесь можно говорить о том, что такое яйцо. Это – символ жизни, символический ребенок, которого курица родила. И он непростой, а «Золотой», он изначально обладает особенностями. Сейчас многие детки рождаются с проявлениями архетипической силы, необходимой для выполнения определенной личной задачи. Они нестандартны и неодинаковы.  Родители говорят, что не знают, как их воспитывать. Пришло время борьбы с Унисексом и возвращения гендерной системы воспитания мальчиков и девочек. В сказке дед и баба начинают бить яйцо, не понимая, что с ним делать. И в нашей жизни случается так, что родители, не зная, как объяснить  ребенку простые истины, научить его труду и помочь идти ему путем предназначения, начинают его бить, физически или словами. Ведь словом можно убить, и посыл очень серьезен. Что же происходит дальше? Раз пошла программа разрушения, всегда будет отклик – закон бумеранга. И приходит условный «помощник» из разрушающего мира, из-под земли – мышь. Откуда же в доме мыши? Получается, что в доме нет порядка и чистоты. Что же такое чистота? Ведь она действует на всех уровнях: чистые помыслы, чистые чувства, эмоции, чистая информация. И эта мышка «пробежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось». Достаточно лишь маленького толчка, который убивает целую жизнь. И дед с бабой начинают плакать – это грех уныния. Но курица, для которой это – трагедия, ведь на ее глазах погибает ее ребенок, не наказывает деда и бабу, а начинает их успокаивать и утешать. Это –философия Милосердия и умения прощать. По сути, это библейский сюжет: если мы просим прощения, мы будем прощены, нельзя держать Зло. Эта сказка предупреждение.

 

P.S. Люди считают, что сказки созданы только для детей. Но это - очередное заблуждение. Потому что Сказкотерапия – это метод для ВЗРОСЛЫХ. Даже если мы и не используем этот метод напрямую, мы все равно читаем и слушаем сказки. А разве взрослым не рассказывают сказки? Для взрослого человека сказками выступают новости, сериалы, боевики, модные романы, анекдоты. Только всегда ли они качественные и добрые? Почему они чаще страшные, кровавые, лишающие надежды, запугивающие и развращающие? Но их СКАЗЫВАЮТ, и СКАЗАННОЕ действует на мысли, чувства, сознание и подсознание. От последствий воздействия таких «взрослых сказок» и лечит сказкотерапевт. Для этого мы используем только качественные и Добрые сказки, - и в этом тайна «терапевтического эффекта».

Записала Дарья Бикулова

 

 

 

 

Добавить комментарий


Нравится